← К статьям


Иллюзия любви или куда уводят мечты

опубликовано 16.06.2019

Проводя каждый день около полутора часов в московской подземке по пути на работу и с работы, я невольно наблюдаю ситуацию, когда люди как бы отказываются от внешнего мира, окружающего их, уходят в виртуальный мир своих смартфонов. Я часто наблюдаю бесцельное листание Интернет-страниц, или «залипание» на играх без смысловой нагрузки. Такие наблюдения привели меня к мыслям об объектных отношениях. Точнее о том, как они поменялись и что представляют сейчас.

Назову это феномен «предметные отношения», так как под объектными мы все-таки привыкли понимать отношения между людьми. Люди перестали видеть друг друга. Вовлечённые в виртуальный мир, они не замечают других людей вокруг себя.

Читая статью Шандора Ференци (1928) «Приспособление семьи к ребёнку», я наткнулась на интересную фразу: «Мы [с Фрейдом] встретили доктора Стэнли Холла, известного американского психолога, который шутя сказал: «Посмотрите на этих парней и девушек, они в состоянии неделями быть вместе, и, к несчастью, в этом нет никакой опасности». Это до некоторой степени больше, чем шутка. Меня очень заинтересовала эта мысль. Это как одна из реферных точек в процессе формирования нового типа человека для общества, промежуточные итоги которого мы сейчас наблюдаем. Ференци говорит о том, что если признавать необходимость совместного обучения, то нужно найти лучший способ организации встречи полов. Он считает, что помещение юношей и девушек в один общий «загон» одновременно побуждает их к ещё большему вытеснению чувств. Он предупреждает о том, что такие обстоятельства могут благоприятствовать возникновению неврозов. Если бы всё ограничивалось только неврозами, то, наверное, это можно было бы считать победой, ведь в современном обществе невротическую структуру личности (по Отто Кернбергу) принято считать здоровой.

Если ранее в рамках соблюдения приличий требовалось обучение и воспитание юношей и девушек в различных учебных заведениях, то тем самым можно отметить, что признавались влечения, чувства между полами. К чему привело обучение мальчиков девочек в общих классах? Конечно, к этому надо прибавить и другие факторы — работа велась по разным направлениям. Уравнивание мужчин и женщин в правах, профессиях, в одежде в конце концов. Если принять за основу то, что реальность – это признание различий между полами и поколениями, то граница между полами практически стёрта.

Современная Европа демонстрирует и стимулирует систему однополых браков, стирает такие архаичные понятия как мать и отец, различие между ними, предлагая свой вариант - родитель №1 и родители №2.

Ребёнок, выросший в семье без отца и матери, в норме воспринимаемых не только как физиологически разнополых индивидов, но и психически, с разными ролевыми функциями, способами восприятия окружающего мира. Это ведь как базовая основа дуальности.  Ребёнок, выросший с однополыми родителями №1 и №2. Тут речь идет о сужении мира, о его частичном, фрагментарном восприятии. То есть в картине мира ребёнка изначально формируется искаженная, фантазийная реальность. Отсутствие дуальности — это ведь ранняя стадия развития по Фрейду – оральная, когда ещё не признается одновременное наличие и хорошего и плохого объекта. Хорошее хочется съесть (инкорпорация, интроекция), а плохое выплюнуть (проекция). Выходит, что в массе своей общество регрессирует на период дообьектных отношений, когда существует только частичный, фрагментарный объект.

Возвращаясь к стиранию границ между полами, обусловленному современным обществом, можно заметить, как параллельно стираются межличностные отношения - привязанность. Происходит деформация привязанности. Возможно, это обусловлено и тем вытеснением чувств, о котором писал Ференци. Всё больше объектные отношения заменяется тем, что я назвала «предметными». В виртуальной реальности создаётся иллюзия объектных отношений. Виртуальные знакомства, друзья, общение заменяют настоящие объектные отношения. Наблюдая за людьми в метро, можно увидеть разобщенную массу людей, где каждый сам по себе, и которых не интересует рядом стоящий человек. Если смотреть глубже, то эти люди находятся в «предметных» отношениях с виртуальной реальностью, и драгоценный телефон, который не выпускается из рук, — это и есть символизируемый объект. Он безопасен! Это одновременно страх настоящих объектных отношений и уход от реальности в мир фантазий. Ведь там, в виртуальной реальности ты можешь быть любым - красивым, успешным, счастливым. Это как сон наяву.

Если обобщить всё вышесказанное - вытеснение влечения, стирание разницы полов, границ поколений, нарушение объектных отношений, возврат к симбиотическим отношениям, к оральной фазе развития, то всё это в масштабах общества демонстрирует картину регрессии к оральной стадии развития. Только происходит это в мировых масштабах. Что мы знаем об оральной стадии? Индивид зависим, инфантилен, реальность как таковая ему ещё недоступна.  Открытым остается вопрос - зачем?

 

Елена Шишкина, психолог, волонтер благотворительного фонда "Шанс".

Поддержать фонд можно здесь.

Информация предоставлена благотворительным фондом "Шанс".

При републикации ссылка на источник обязательна. Спасибо!