← К статьям


Не нужны?

опубликовано 13.09.2019

Люди очень часто не замечают, что есть проблемные подростки. Тем более не задаются вопросами, почему они такие, и как с этим быть. Молодые люди с отклоняющимся (от якобы нормального) поведения могут отталкивать. Из-за этого окружающие и общество «самоликвидируются» из жизни подростка, делая его ненужными.

Он возмущается, резко отвечает, реагирует со злобой, кипит ненавистью; мгновенно достигает крайних эмоций, кричит… Или наоборот молчит и уходит в себя. Это пугает, потому мы привыкли к спокойствию, хотим спокойствия. В глубине бессознательного наши примитивные желания сводятся к одному — вернуться к безмятежности, в нирвану. 

Трудный подросток не даёт этой безмятежности длиться долго, поэтому вызывает раздражение, злость или… отталкивающие чувства. 

«После 10 лет скучного материнства мне кажется, что я понятия не имею, как быть с моим 12-летним сыном Георгием, — рассказывает Марина. — Он испорчен, и я не знаю почему он такой».

В этих словах чувствуется разочарование, бессилие, отторжение, вина. Марина пытается наладить контакт с сыном, но у неё не получается. А бывает и так, что родители вовсе не делают никаких попыток узнать своих детей, вырастить их. Всё, что не укладывается в родительское представление «о прекрасном», становится ненужным, отрицается. Для таких родителей гнев подроста означает его неуправляемость.

Таким подросткам трудно говорить о своих чувствах, породой даже понимать и давать им названия. Поэтому снаружи они всегда остаются жёсткими, хотя внутри они испытывают настоящие чувства и пытаются скрыть их.

Родители, которых постоянно раздражают их дети, мешают своим отпрыскам развиваться. В какой-то момент они становится ненужными родителям и как следствие — всему обществу, особенно в странах с развивающимися экономиками, где ещё не научились должным образом заботиться о психологическом благополучии самих себя, не говоря уже о других.

Некоторые родители вообще не знают, или не помнят, где их ребёнок. Однажды провалившаяся попытка всё контролировать привела к полному бесконтролью — безразличию. Возникает порочный круг: когда мы лишаемся любви и внимания, возрастает страх, а вместе с ним — насилие. Когда насилие окружают кого-то, ценность человеческой жизни (его или окружающих) может уменьшиться. Вместе с этим снижается и уровень страхов, «совесть» (Супер-Эго) засыпает.

Остаётся другое — стыд, более примитивное, по мнению некоторых психоаналитиков чувство. Оно сохраняется и в подростках, и в их родителях. И это — одна из базовых проблем современного российского общества. «Стыдно быть разведёнкой», «стыдно иметь сына-наркомана», «стыдно, когда дочь одевает короткие юбки» — до сих пор можно часто слышать подобные заявления от взрослых.

Периодическое, ситуативное чувство стыда — это один из механизмов регуляции поведения. Но когда оно становится постоянным, укореняется в глубине Я, оно действует разрушительно, не даёт сформировать адекватный образ себя и мира вокруг. 

Подростки и так, сталкиваясь с проблемами развития, часто испытывают чувство стыда. Оно связано с идентичностью или возрастом. Но когда это чувство испытывают родители подростка, оно транслируется и молодому человеку, поэтому он пытается «соответствовать» ожиданиям значимых взрослых — становится изгоем.

Михаил Тегин, психолог.

Поддержать фонд можно здесь.

Информация предоставлена благотворительным фондом "Шанс".

При републикации ссылка на источник обязательна. Спасибо!