← К статьям


Психоаналитики о раннем развитии ребенка

опубликовано 16.06.2019

Основные психоаналитические концепции развития сходны в том, что рассматривают раннее (до 3-х лет) взаимодействие между матерью и младенцем как решающий фактор, во многом определяющий дальнейшее психическое развитие ребенка.

Важно отметить что исторический контекст и личная история каждого автора во многом влияла на созданные им теории. Например, самоанализ Фрейда стал важным фактором «открытия» эдипова конфликта и выделения доэдипального периода развития ребенка.

Основные теоретики психоаналитических концепций развития пришли к следующим выводам, говоря о первых трех годах жизни ребенка.

Зигмунд Фрейд:

  • Развитие является процессом, обусловленным множеством факторов внутреннего и внешнего характера: врождённая конституция, процессы созревания, влияния среды и так далее.
  • Развитие представляет собой стадиальный процесс.
  • Качественные преобразования психической структуры возникают вследствие разрешения, характерного для данной стадии фундаментального психического конфликта.
  • Для Зигмунда Фрейда водоразделом, отделяющим архаические формы организации психики от нормативных, являлось появление и разрешение эдипального конфликта.

Анна Фрейд:

  • Процесс социализации, развитие индивида видится как движение от беспомощности и тотальной эмоциональной зависимости младенца к относительной самодостаточности. 
  • В соответствии с концепцией линий развития путь от зависимости и регуляции извне к самостоятельности и внутренней регуляции проделывают как отдельные аспекты (или функции) личности, так и личность в целом.
  • В этой связи требования, предъявляемые к ребёнку средой, должны быть сопоставимы с уровнем его зрелости.

Мелани Кляйн:

  • Развитие: переход от функционирования психики по принципу наслаждения к её функционированию в соответствии с принципом реальности.
  • Полный внутренних конфликтов процесс, в ходе которого происходит, говоря современным языком, переформатирование психики от архаической слитности Я и Объекта, внутреннего и внешнего, фантазии и реальности к такой структуре, внутри которой существуют границы.
  • В психике младенца постоянно протекают процессы проекции и интроекции. От расщепления к интеграции. Интеграция объекта и соответствующая интеграция Я знаменует собой появление качественно новой психической организации (депрессивной позиции), с характерными для неё границами между фантазией и реальностью, Я и Другим.
  • Мать, её личностные особенности и то, как она обращается с младенцем (а также другие характеристики среды) влияют на его состояние и развитие. Поведение матери важно не само по себе, а то, как оно перерабатывается психикой младенца.

Д.В. Винникотт:

  • Изначально мать и младенец психически функционируют как единое целое, внутри которого происходит обмен психическими содержаниями.
  • Психика ребёнка, как отдельного существа, формируется именно в процессе взаимодействия между матерью и младенцем. Его результат зависит от того, насколько мать оказывается способной установить со своим младенцем особую связь и выполнять функции холдинга и контейнирования.

Рене Шпиц:

  • Младенец обладает только рефлексами и им управляют сугубо физиологические процессы.
  • Интеграция личностных особенностей психики происходит вследствие развития младенческой привязанности, которая имеет свою периодизацию. Каждый новый период развития базируется на достижениях предыдущего этапа.
  • Подражательные реакции являются знаком того, что развитие психики ребенка достигло нового уровня функционирования. Для развития объектных отношений важен бессознательный процесс родительской идентификации (подражания ребенку).
  • Госпитализм, состояние ребенка при отсутствии либидинозного объекта, при котором ребенок не способен проявлять внешне ни агрессию, ни либидо.

Джон Боулби:

  • Теория привязанности не является внешним проявлением влечений. Важность для развития младенца имеет окружающая среда.
  • С рождения младенец имеет потенциал к социальному взаимодействию с матерью.
  • Для развития привязанности важно ощущение безопасности.
  • Привязанность развивается поэтапно: от визуальной реакции на любой приближающийся объект до развития партнерских отношений с матерью.
  • Паттерн привязанности, развитый с детства, сохраняется на всю жизнь и влияет на последующие объектные отношения.

Маргарет Малер:

  • Поэтапная концепция развития эго: от симбиоза до сепарации.
  • Прохождение этапа сепарации является паттерном для последующих объектных отношений.
  • Фаза сепарации- индивидуации имеет решающее значение для развития эго.

Анастасия Коченкова, психолог

Информация предоставлена благотворительным фондом "Шанс".

При републикации ссылка на источник обязательна. Спасибо!