← К статьям


Немного теории: Дональд Вудс Винникотт

опубликовано 14.11.2018

Дональд Винникот был учеником Мелани Кляйн. Будучи по профессии педиатром он заинтересовался психоанализом в тридцатые годы, когда Британская школа психоанализа стремительно развивалась.

По мнению Винникотта, можно описать инфантильное психологическое состояние, исследовав не только силу инстинктов в формировании внутреннего опыта, но также и  внешний условия в которых живет ребенок  под опекой матери.

Материнскую заботу Винникот называл холдинг, и отмечал его важность для того чтобы младенец мог вынести одновременное сосуществование любви и ненависти. «Чтобы нормально осуществлялось кормление, эмоциональная связь должна удовлетворительно развиваться. Для этого многие тревоги и страхи матери можно снять знанием о развитии и  физическом здоровье маленьких детей… А так же  существует необходимость прояснить встающие перед каждой матерью психологические проблемы».

Мать, вынашивая младенца, передает ему собственное ощущение себя. При нормальном течение процесса эта специфическая направленность матери на младенца сохраняется и в первые недели после появления на свет. Постепенно, мать, которая не имеет психологических проблем становится готовой к сепарации, и когда младенец также готов к ней состояние идентификации с младенцем проходит. Случается так, что мать может обеспечить адекватный холдинг, но не может закончить этот процесс, остается в симбиозе с ребенком, тем самым тормозит процесс  инфантильной сепарации. В таком случае отделение матери от младенца не происходит  в темпе, необходимом для ее ребенка.

В 1960 году Винникотт  определил отношения в диаде мать-дитя как состояние целостности. Винникотт считал, что  рождаясь ребенок  находится в состоянии дезинтеграции и чтобы младенец  принимал свою телесность необходима адекватная материнская забота. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что для психоаналитика важно было учитывать внутренний опыт матери.

В своей работе 1953 года “Переходный объект, Переходные явления”, Винникотт старался подчеркнуть важность соединения внутренней реальности младенца с внешней реальностью. Автор подчеркивал мысль, что внутренние объекты младенца находятся под влиянием той заботы, которую обеспечивает мать.

Переходный объект (например любимая игрушка)  приближает младенца к депрессивной позиции, где его  амбивалентные чувства могут уже объединяться по отношению к  одному и тому же человеку.

Винникотт считал, что нормальный ребенок, пользуясь безусловным правом, использует свою мать для своего собственного роста. Он  исходил из того, что в начале жизни мать должна быть в распоряжении ребенка и она должна воспринимать ребенка как личность.

Важно отметить значение эмпатии матери, которая удовлетворяет нужды младенца, но также обеспечивает соблюдение границ и фрустрации. Мать должна быть в состоянии контейнировать агрессивность своего ребенка.

В своей работе 1960 года “Искажение эго в терминах истинного и ложного я », Дональд Винникотт разработал концепцию истинного я и ложного я. Истинное я появляется, как только образуется психическая организация индивида, которая усложняется и определяется отношением к внешней реальности  по средствам естественных процессов.

Винникотт говорил, что истинное я способно к спонтанности и творчеству. Достаточно хорошего мать способна реализовать всемогущество младенца, и это позволяет спонтанности расти, и, следовательно, развивать истинную сущность. Винникотт разделил истинное я и ложное я, что можно сравнить с тем как Зигмунд Фрейд разделил эго на две части, одну связанную с прегенитальными и генитальными инстинктами, вторую, связанную с внешним миром. 

Благодаря собственным наблюдениям  за младенцами и матерьми, Винникотт пришел выводу, что когда потребности дезинтегрированного младенца удовлетворяются матерью, эго усиливается через удовлетворение ид. Если  младенец не получает надлежащую заботу  то ложное я активируется в качестве защитной реакции, чтобы спрятать истинное-я. 

Винникотт считал, что достаточна хорошая мать адекватно отвечает на иллюзию всемогущества младенца, позволяет младенцу иметь иллюзию всемогущего созидания,  создания и управления,  то младенец начинает медленно распознавать иллюзорные элементы. Это является основой для символизма, который в начале проявляется через спонтанность или галлюцинация младенца а также созданный а затем катектированый внешний объект. 

 Винникотт отмечал, что в случае когда адаптация матери к ребенку недостаточно хороша в начале, младенец остается изолированным,  активизируется ложное я как реакция на требования окружающей среды. С помощью ложного я, ребенок создает ложный набор отношений, чтобы скрыть истинное я и соответствовать внешним требованиям. 

Важно отметить что Винникот ни в коем случае не призывал матерей к перфекционизму, достаточно хорошая мать обеспечивает наиболее существенные нужды. Совершенное пренебрежение или диаметральная тенденция совершенное потворство являются равнозначно чреватыми ситуациями для, по словам Винникота: «Достаточно хорошая мать – это такая мать, которая активно приспособляется к потребностям младенца и активное приспособление которой уменьшается по мере роста способности младенца переносить фрустрацию».

Анастасия Коченкова, психолог

Информация предоставлена благотворительным фондом "Шанс".

При републикации ссылка на источник обязательна. Спасибо!