← К статьям


Оcобенности декриминализации подростковой среды в современном обществе

опубликовано 03.11.2018

В современном обществе уровень преступности в подростковой среде значительно вырос. Это связано со значительными изменениями в общественной и культурной среде, что, в свою очередь, влияет на институт семьи, социальные нормы и поведение подростков.

Участниками преступлений в 2016 г.в РФ стали 48,6 тыс. подростков; несовершеннолетними и при их участии совершено 53, 7 тыс. преступлений).

К наиболее значимым изменениям в современном обществе, способствующим росту преступности несовершеннолетних можно отнести нарастающее расслоение и неравенство между бедными и богатыми слоями общества. 

Как и во всем мире, антисоциальному поведению более подвержены дети из бедных семей: чем ниже социальный уровень семьи, чем больше вероятность совершения подростком противоправного поведения, в основном, в форме воровства, сбыта наркотиков или разбойного нападения.

У детей из обеспеченных семей основное противоправное действие

  • сбыт наркотиков, так как они не нуждаются в материальных ценностях;
  • Рост числа разводов и неполных семей. 

 

По нашим данным, 70 % подростков, совершивших преступления,  из неполных семей;

  • Проявления «дефицитов» родительского функционирования, патологические формы взаимодействия детско-родительских отношений, т.е. девиантное родительство (девиантное материнство и девиантное отцовство, часто отсутствие отца);
  • Наркомания и алкоголизм родителей;
  • Пропаганда на телевидении и в интернет - ресурсах насилия, асоциальных идеалов, вседозволенности, групп смерти;
  • Доступность наркотических веществ, в том числе, через интернет-ресурсы;
  • Жестокое обращение, пренебрежение, унижение и сексуальное насилие со стороны близкого окружения (значимых фигур);
  • Утрата близких объектов (значимых фигур);
  • Унижение и травля со стороны ровесников, включая интернет-ресурсы;
  • Пребывание в закрытых социальных учреждениях(приютах, детских домах).

Такие изменения в современном обществе оказывают воздействие на внутрисемейные установки и ценности, модели семейных взаимоотношений и поведения, что влияет на психическое развитие подростка и ведет к дефицитам в его моральном развитии, к формированию у него незрелых и искаженных структур психики, включая недоразвитие инстанции совести. 

Изучение историй развития детей и подростков, совершивших правонарушения,  позволяет нам с достаточной достоверностью отметить, что девиантные формы взаимодействия с окружающей микро- и макро- средами начинаются с самых ранних стадий развития, в периодах младенчества и раннего детства, что связано с действием кумулятивной травмы, с хронической психической травматизацией. Последовательность развития у таких детей и подростков нарушена на очень ранних стадиях развития и не совпадает с биологическим созреванием, что и приводит к невозможности «нормального» развития: формированию соответствующих хронологическому возрасту психических функций. 

Подобные нарушения развития детского возраста впоследствии в подростковом периоде ведут к срыву в развитии в форме противоправного поведения, что требует длительного психотерапевтического лечения.

Подросток при срыве в развитии характеризуется:

  • недоразвитостью и недостаточной интегрированностью функций Эго;
  • гетерохронностью развития Эго-функций, что не позволяют развиться его автономности и сдерживать деструктивные импульсы;
  • агрессивным и аутоагрессивным поведением;
  • низкой толерантностью к фрустрации (неспособностью терпеть лишения);
  • высокой степенью возбудимости;
  • безудержностью аффектов, с преобладанием примитивных аффектов (ярости, ненависти, зависти);
  • импульсивностью;
  • негативизмом;
  • побегами из дома;
  • употреблением психоактивных веществ (число  преступлений в состоянии наркотического опьянения в 2016г. составило 535 человек; число преступлений, совершенных подростками в состоянии  алкогольного опьянения, в 2016 г. составило 6,7 тыс. человек);
  • суицидальным поведением; 
  • низкой успеваемостью;
  • отсутствием социально приемлемых ценностей и идеалов;
  • «ложной Самостью» (чувство себя);
  • отсутствием способности любить и устанавливать стабильные социальные контакты;
  • отсутствием самонаблюдения;
  • отсутствием сопереживания.

Противоправное поведение детей и подростков как срыв в развитии подростка проявляется уже  с семи лет ( по стране общая цифра детей и подростков,состоящих на учете в КДН и ЗП составляет 142, 8 тысяч человек).

Закрытые учреждения исправительного типа для подростков решают проблему противоправного поведения только на время принудительного ограничения свободы иникаким образом не влияют на формирование зрелых структур психики. Подобные учреждения формируют на время пребывания подростка в исправительном учреждении«ложную Самость», «искусственную» инстанцию совести,основанную на страхе наказания, а не свои собственные зрелые инстанции психики и совести. Несформированность зрелых моральных инстанций совести и сохраняющееся антисоциальное ядро личности впоследствии приводит к рецидивам в форме совершения повторных правонарушений (уровень рецидивной преступности среди подростков в России составляет 67%).

Пластичность психических структур  и формирование идентичности личности в подростковом возрасте дает возможность корректировки психической структуры личности подростка в форме противоправного поведения, активно применяя психотерапию.

Для этого во многих европейских странах с 70-х годов прошлого столетия созданы специальные социальные, судебные службы, службы пробации и т. п., включающие в себя подготовку специально обученных специалистов и их работу с такой категорией детей и подростков. 

В их задачи входит психодиагностика несовершеннолетних, составление досудебного доклада о личности подростка с составлением индивидуальной программы по ресоциализации, в том числе, использование психотерапии, как одного из самых эффективных современных методов коррекции психики детей и подростков(в европейских странах средняя цифра рецидивов противоправного поведения составляет 10%).

Противоправное поведение подростка является одним из способов разрешения внутрипсихических конфликтов, актуализирующихся в подростковом возрасте, и выступает, как попытка установить баланс сексуальных и агрессивных влечений: интегрировать собственное Эго путем слияния с Эго-идеалами, формированием «ложной Самости». 

Подростки совершают противоправные действия,исходя из неосознаваемой фантазии, что их развитие зашло в тупик, и они пытаются преодолеть эту тупиковую ситуацию в своих фантазиях, желая одним ударом уничтожить пропасть, отделяющую их от заветной цели - обрести более взрослый статус. «Магический» акт насилия осуществляется тем способом, который соответствует особенностям представлений подростка о всемогуществе и грандиозности своей личности, как попытка «быстро повзрослеть».

В зарубежных странах при назначении наказания подростку учитывают бессознательные процессы, вызывающие противоправное поведение при выборе способа его корректировки, используя психотерапию, направленную на выявление причин срыва в развитии и корректировку поведения у подростка в качестве альтернативы наказанию в виде ограничения свободы и для предупреждения повторных рецидивов противоправного поведения.

Информация предоставлена благотворительным фондом "Шанс". При републикации ссылка на источник обязательна. Спасибо!