← К статьям


Психотерапия подростков. Обоснование применения психотерапии для подростков с отклоняющимся поведением

опубликовано 03.11.2018

  1. Психотерапия с подростком - оказание психологической помощи подростку, которая осуществляется психотерапевтическими методами специально обученным данному методу специалистом-психотерапевтом в рамках профессионально организованного общения подростка и психотерапевта для создания рабочего «терапевтического альянса» в работе с подростком. Главным терапевтическим средством в этом процессе является взаимодействие терапевта с подростком и их взаимоотношения.
  2. Психоаналитическая психотерапия из всех видов психотерапии наиболее эффективна при работе с подростками с выраженной социальной и эмоциональной психопатологией развития, имеющими проблемы с регуляцией аффектов и имеющими низкий порог к переживанию фрустрации. Психопатология развития - это поведение, которое на каком-то жизненном отрезке считалось, но более не может считаться, соответствующим уровню развития подростка;
  3. Использование при необходимости иных видов психотерапии: семейной психотерапии, психодрамы и других направлений психотерапии.
  4. Требования к психотерапевту:
    • высшее психологическое или медицинское образование;
    • психотерапевтическая подготовка (теоретическая и практическая);
    • обязательный опыт личной психотерапии;
    • обязательный опыт практической работы под руководством опытного супервизора;
    • знание возрастной психологии и психологии развития;
    • знание основ подростковой психиатрии;
    • соблюдение конфиденциальности (неразглашение информации, сообщаемой подростком; психотерапевт должен зашифровывать полное имя подростка в своих протоколах; при супервизии с коллегами психотерапевт должен изменить данные подростка, чтобы подростка нельзя было идентифицировать; подросток должен быть информирован  о сообщении информации о нем его родителям только с его ведома).

Раскрытие конфиденциальности возможно только в следующих ситуациях:

  • обнаружение насилия над подростком;
  • разоблачение намерения подростка причинить вред себе (в первую очередь имеется в виду угроза суицида) или другим;
  • сообщение информации по постановлению суда;
  • разрешение на раскрытие информации от родителей или опекунов.

Описание и цели психотерапии:

  • Психотерапия включает в себя индивидуальные сессии с подростком в специально оборудованном для сессий помещении с периодичностью 1(один) раз в неделю продолжительностью 50 минут;
  • Психотерапия с подростком должна проводиться не менее 1(одного) года(не менее 40 (сорока) сессий) в зависимости от характера проблем, сложности симптоматики и личностных особенностей подростка;
  • По результатам одной-пяти первоначальных сессий составляется диагностическое заключение о возможности и целесообразности психотерапии для подростка и выносятся необходимые рекомендации для дальнейшей работы с подростком других специалистов, необходимые для составления индивидуального плана сопровождения подростка;
  • Психотерапевт является ведущим координатором команды специалистов, психологов, психиатров, социальных работников, работающих с подростков;
  • Психотерапевт подписывает досудебный доклад, подготовленный командой специалистов с заключением о ресурсах подростка при реализации индивидуального плана сопровождения подростка;
  • Каждые полгода психотерапевтом пишется заключение о психодинамических изменениях в результате психотерапии;

Цели психотерапии:

  • контейнирование психотерапевтом интенсивных и непереносимых переживаний и чувств подростка в переносимые при помощи вербализации и символизации непереносимых переживаний и чувств вместо отыгрывания их вовне в форме противоправного поведения;
  • развитие мотивации у подростка к изменениям в психотерапии;
  • разрешение внутрипсихической проблемы подростка( хотя бы частичное разрешение проблемы) для облегчения страданий подростка;
  • повышение потенциала подростка-развитие его самонаблюдения, индивидуальности, самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, способности осознавать свои потребности и проблемы, самостоятельно искать и находить пути их решения, формирование адекватной и устойчивой самооценки, расширение опыта подростка, изменения в межличностном взаимодействии , актуализация личностного роста;
  • оказание помощи подростку к возвращению к нормальной траектории развития, к переходу на более зрелый уровень психического развития и функционирования и предупреждения повторных рецидивов противоправного поведения

Этапы психотерапии

Общие положения:

  • установление доверительных отношений между психотерапевтом и подростком «терапевтического альянса», включающего в себя: эмпатию, поддержку, аутентичность и искренность психотерапевта.
  • установление рабочего альянса со значимыми близкими подростка для более полного понимания семейной истории и  внутрисемейного взаимодействия при развитии психопатологии у подростка и привлечения значимых близких на сторону психотерапевта для помощи в формировании доверительных отношений терапевта с подростком и коррекции межличностного внутрисемейного взаимодействия с составлением рекомендаций для близких подростка (направление на семейную или индивидуальную психотерапию, разъяснительная работа по взаимодействию с подростком и иные направления работы);
  • коррекция межличностного взаимодействия подростка со сверстниками;
  • акцент при психотерапевтической работе с подростком на  здоровые и позитивные аспекты его личности;
  • акцент на изменения в ходе психотерапии, включая при необходимости коррекционный и воспитательный аспекты при работе с подростком для направления аффектов подростка в символическое русло и повышения уровня переносимости фрустрации интенсивных и непереносимых  переживаний и чувств вместо их отыгрывания вовне в форме противоправного поведения при полном принятии и поддержке подростка.

 

I Начальный этап психотерапии (этап формулирования, диагностирования проблемы):

  • проведение диагностических встреч с подросткам, членами его семьи для установления контакта  с подростком и его семьей; сбор необходимой информации от подростка и членов его семьи о подростке с целью получения сведений о подростке, об особенностях его развития, истории его жизни; получение информации о детско-родительских отношениях (типе семейного воспитания, дисциплинарных воздействиях, применяемых к подростку, согласованности родительских позиций); получение информации о характере функционирования семьи и семейных отношениях; выявления проблемы, разработка плана терапевтической работы, разработка рекомендаций для семьи;
  • установление рабочих отношений с подростком - «терапевтического альянса»;
  • установление рабочих отношений с членами семьи подростка для объединения усилий психотерапевта и членов семьи в терапевтической работе с подростком;
  • преодоление сопротивления  и тревоги подростка и членов его семьи, связанных с психотерапией;
  • создание мотивации подростка и членов его семьи к психотерапии;
  • интегрирование и концептуализация представления о проблемах семьи и их динамике, предоставление семье рекомендаций;
  • обсуждение вопросов конфиденциальности и этики при проведении психотерапии, включая обсуждение права подростка не сообщать членам семьи о том, что происходит на сессиях

 

II Средний этап:

  • создание терапевтической среды, обеспечивающей физическую и психологическую безопасность подростка, в которой созданы условия для его личностного самовыражения, в том числе, за счет установления четких пространственно-временных границ терапевтических сессий и за счет введения определенных правил и ограничений, которые накладываются на подростка во время сессий;
  • создание терапевтических отношений, включающее в себя безоценочное эмпатийное принятие, понимание и поддержку подростка; аутентичность и конгруэнтность психотерапевта; сосредоточенность на подростке; уважение к подростку;
  • использование переноса на терапевта чувств подростка и работа с контрпереносом (реакцией психотерапевта на перенос подростка);
  • использование метафор и символов, способность психотерапевта давать ответную реакцию в рамках метафорического содержания;
  • работа с сопротивлением подростка, использование сопротивления в терапевтических целях

 

III Завершающий этап:

Естественное завершение процесса психотерапии, когда  уменьшились агрессия, снизилось количество и интенсивность страхов, симптоматика и т. д., цели психотерапии достигнуты и подросток готов самостоятельно решать свои проблемы, необходимое, в том числе, для того, чтобы у подростка не наступила зависимость от психотерапии и сохранились достижения от психотерапии.

  1. Решение о завершении психотерапии принимается при следующих условиях:
    • достижение подростком соответствующего уровня развития в разных областях (когнитивной, эмоциональной, межличностных отношениях), усвоение амбивалентности- принятие одновременно в окружающих и хорошего, и плохого;
    • обретение подростком способности самостоятельно решать проблемы, используя адекватные психологические защиты вместо прежнего отыгрывания вовне в виде противоправного поведения;
    • обретение способности вербального и символического выражения своих эмоций и потребностей;
    • повышение уверенности в себе, повышение самооценки, самопринятия, формирование определенной автономии;
    • улучшение отношений со значимыми близкими и сверстниками;
    • уменьшение зависимости от психотерапевта и выдерживание различных ограничений;
  2. Психотерапевт должен сам сообщить подростку об окончании психотерапии и вместе с подростком определить количество оставшихся встреч, необходимых для завершения психотерапии;
  3. Продолжительность процесса завершения психотерапии должна быть пропорциональна ее длительности (не менее пяти встреч)

 

Информация предоставлена благотворительным фондом "Шанс" . При републикации ссылка на источник обязательна. Спасибо!