← К статьям


Резолюция конференции

опубликовано 03.11.2018

Организаторы конференции: «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», благотворительный фонд ресоциализации детей и подростков с девиантным, делинквентным и иными формами отклоняющегося поведения «Шанс», благотворительный фонд помощи лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях «Забота».

Участники конференции: представители аппарата Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители ФСИН России, СК Российской Федерации, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Московской области и г. Москвы, органов государственной и исполнительной власти, зарубежные эксперты в области судебной психотерапии, представители общественных организаций, педагоги, психологи, студенты.

Ознакомившись с Программой декриминализации подростковой среды в Российской Федерации (далее –  Проект Программы), обсудив с участниками конференции основные положения, проблемы правоприменения при внедрении, учитывая необходимость системной ранней своевременной профилактической работы с детьми групп риска, обозначенных в представленном лонгитюдном исследовании благотворительного фонда «Шанс», высказав опасения о возможной опасности потери качества при привлечении непрофильных, необученных в области девиантологии специалистов, участниками конференции были выработаны следующие рекомендации в адрес органов исполнительной власти Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в партнерстве с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, судебными органами, учреждениями уголовно-исполнительной системы, заинтересованными ведомствами:

1. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. No 240 о «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», по итогам конференции «Декриминализация подростковой среды. Перспективы развития судебной психотерапии в Российской федерации» рекомендовать внедрение Программы декриминализации подростковой среды в Российской Федерации.

2. Для реализации качественного профессионального внедрения Программы Оператором рекомендовать Благотворительный фонд ресоциализации несовершеннолетних с девиантным, делинквентным и иными формами отклоняющегося поведения «Шанс», с привлечением всех заинтересованных ведомств, профессиональных сообществ и общественности.

Ввиду острой необходимости решения проблемы декриминализации, рекомендовать регионам Российской Федерации всестороннее сотрудничество и взаимодействие с благотворительным фондом «Шанс» при внедрении данной программы, предоставлять площадки, оказывать всю посильную помощь.

3. Первым этапом внедрения определить г. Москву, где апробировались компоненты  Проекта Программы, есть обученные специалисты, а на учете в органах Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Москвы находится 3,5 тысячи детей и подростков, и поручить г. Москве внедрение пилотного проекта Программы декриминализации подростковой среды в РФ» с выделением благотворительному фонду «Шанс» необходимого государственного финансирования и помещений для работы с детьми и их родителями.

4. Благотворительному фонду «Шанс» совместно с заинтересованными ведомствами развивать в регионах и проводить психотерапевтическую работу специально обученных специалистов с несовершеннолетними групп риска развития девиантного и противоправного поведения:

 

  • несовершеннолетние, состоящие на учете в КДНиЗП;
  • несовершеннолетние и семьи, состоящие на учете в органах опеки и попечительства;
  • несовершеннолетние, состоящие на внутришкольном учете за плохую успеваемость и поведение;
  • несовершеннолетние из социально неблагополучных семей с низким доходом;
  • несовершеннолетние, находящиеся в стационарных социальных учреждениях (приютах, детдомах);
  • несовершеннолетние, находящиеся в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях.

 

Для возможности исполнения данного пункта внести изменения в 120 - ФЗ «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для допуска указанных специалистов к единой базе данных несовершеннолетних с соблюдением Федерального закона о персональных данных. Проводить просветительскую работу и обучение специалистов по работе с несовершеннолетними с девиантным и противоправным поведением основам судебной детской и подростковой психотерапии, включая зарубежные программы обучения:

- проводить обучающие семинары для работников детских образовательных, социальных и медицинских учреждений;

- разрабатывать научно-методические пособия, программы, учебные фильмы для практического использования в работе социальных, психологических служб, судов, правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы и других заинтересованных учреждений, занимающихся вопросами социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным и противоправным поведением и для повышения профессиональной компетентности специалистов органов, служб и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Участники конференции заявляют о необходимости гуманизации уголовной и судебной системы для защиты прав несовершеннолетних:

  • применение административных или воспитательных мер к несовершеннолетнему при преступлениях, совершенных впервые, исключая рецидивы преступлений или тяжкие преступления, с назначением судом несовершеннолетнему в случае необходимости длительной психотерапии (от 2-х лет) с предоставлением суду доклада каждые полгода о психодинамических изменениях в личности несовершеннолетнего;
  • соблюдение конфиденциальности для защиты прав несовершеннолетних.

6. Создание специализированных служб работы с несовершеннолетними групп риска развития девиантного и противоправного поведения в субъектах Российской Федерации, независимых от образовательных и социальных учреждений и ведомств в целях:

 

  • проведения реабилитационной работы с несовершеннолетними групп риска развития девиантного и противоправного поведения специально обученными специалистами в области судебной детской и подростковой психотерапии;
  • соблюдения принципа непрерывности сопровождения несовершеннолетнего, включая постпенитенциарное сопровождение, защиты прав несовершеннолетних с девиантным и противоправным поведением, создания условий для формирования достойной жизненной перспективы;
  • оказания необходимой медицинской, в том числе, психиатрической помощи несовершеннолетним;
  • оказания необходимой бесплатной юридической помощи несовершеннолетним и членам их семей;
  • оказания помощи при трудной жизненной ситуации в семье, в том числе, касаемо решения вопроса улучшения жилищных вопросов семьи в целях эффективной реабилитации несовершеннолетних.

 

Реализацию такой помощи закрепить за органами социальной защиты;

  • оказания помощи в получении бесплатных образовательных услуг и специальности;
  • оказания помощи в трудоустройстве.

7. В целях решения проблем профессионального качества оказываемой помощи, необходимо принятие закона о психологической помощи и немедицинской психотерапии для обеспечения возможности широкого применения при психокоррекционной работе с несовершеннолетними с девиантным и противоправным поведением различных видов психотерапии: психоаналитической психотерапии, групповой психотерапии, семейной психотерапии и других видов психотерапии.

8. По истечении двух лет реализации пилотного проекта получить экспертные заключения Программы международного экспертного сообщества судебных психотерапевтов, Министерства образования и науки Российской Федерации с целью дальнейшей доработки и тиражирования в регионах Российской Федерации.

9. Разработка профессионального стандарта «Девиантолог» и создание образовательных и учебных программ для подготовки специалистов по направлению «Девиантология» в субъектах Российской Федерации.